Анализ работы педагогического коллектива за 2009-10 учебный год.
Педагогический коллектив школы второй год работал над проблемой: «Развитие образовательной компетентности личности как средство формирования прочных знаний, повышения интереса к познанию, подготовки учащихся к жизни».
Цель: Внедрение компетентностного подхода в учебно-воспитательный процесс с целью формирования всесторонне развитой личности готовой к самопределению.
Задачи: 1. Организация психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие каждого ученика в соответствии с возможностями, интересами.
2. Выявление и освоение педагогических технологий и методик обучения и воспитания, способствующих социализации личности.
3. Совершенствование предпрофильной подготовки на завершающем этапе основной школы и профильного обучения в старшей школе.
4. Разработка принципов и форм организации школьного самоуправления как пространства, в котором должны формироваться социальные компетенции учащихся.
5.Формирование ключевых образовательных компетенций: информационных, коммуникативных и компетенцию личностного самосовершенствования.
6. Повышение профессионального уровня педагогов.
7. Создание комфортных условий успешного обучения ученика и учителя.
Работа школы шла по следующим направлениям: осуществление обязательного основного образования; мониторинг результативности учебно-воспитательного процесса; работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности; подготовка и проведение итоговой аттестации учащихся; охрана здоровья и обеспечение санитарно-гигиенического режима; воспитательная работа; внутришкольное руководство и контроль; методическая работа; работа с родителями, общественностью.
В 2009-2010 учебном году в школе обучалось 504 учащихся.
Ступень обучения |
Численность учащихся |
Классы- комплекты |
Средняя
наполняемость классов |
Начальное звено |
181 |
8 |
23 |
Среднее звено |
258 |
12 |
21 |
Старшее звено |
65 |
3 |
22 |
Итого |
504 |
23 |
22 |
Функционирование школы при 5-дневной рабочей неделе для 1-х классов и 6-дневной для 2 -11 классов осуществлялось в 2 смены:
I смена |
1,2,5,6,7 -11кл.; |
420 |
83% |
II смена |
3,4 кл. |
84 |
17% |
В работе школа руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, методическими письмами и рекомендациями МО РФ, МО Оренбургской области, УСПОК г. Абдулино.
Учебный план на 2009-2010 учебный год составлен на основании базисного учебного плана, образовательных программ, рекомендуемых МО РФ и сохраняет в необходимом объёме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышал недельно допустимого. Учебный план корректировался в соответствии с ведением предпрофильного (8,9 кл.) и профильного (10-11кл.) обучения.
Образовательная программа школы и учебный план предусматривают выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего среднего образования, развитие ребёнка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребёнка на каждом учебном занятии в деятельность с учётом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения.
На первой ступени обучения (1-4кл.) создаётся разнообразная образовательная среда для проявления способностей ребёнка в процессе учебно-воспитательной деятельности выявляются индивидуальные особенности и возможности учащихся, изучаются психологические особенности речи, памяти логического мышления. Учебный план 1-4 классов расширен за счёт дополнительного образования:
- английский язык – 2,3,4 классы;
- информатика – 2,3,4 классы;
- третий час физической культуры со 2-4 кл.
На второй ступени обучения (5-9 кл.) закладывается фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования, создаются условия для самовыражения учащихся на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне её. С учётом этого на второй ступени обучения был расширен и обогащён учебный план путём введения курсов:
- 5 – 9 кл. – информатика;
- 5 ,6,7 ,8,9 кл. – ОБЖ;
- 6,7,8,9 – третий час физической культуры.
В 8,9-х кл. осуществляется предпрофильное обучение (см.ниже.)
На третьей ступени обучения (10-11кл.) осуществляется профильное обучение.
Естественный профиль (11 б кл. – 14 уч.;) представлен увеличением часов химии (3ч.), биологии (2ч), математика изучалась по курсу Б и введением элективных курсов: - география человеческой деятельности: экономика, культура, политика; - экология.
Физико-математический профиль (11а кл. -22уч.;) представлен увеличением часов физики (5ч.), математика изучалась по курсу Б и введением элективных курсов: · -практикум по решению физических задач -1ч; · замечательные неравенства и их решения по математике -2ч. ·
Физико-химический профиль – 10 кл. – 29 уч-ся представлен увеличением часов химии (3ч.), часов физики (5ч.). Математика изучается по профильному уровню; дополнительные часы на решение задач отведены на химию и физику.
Формы организации учебного процесса в 2009-2010 учебном году:
- Уроки (классно-урочная форма)
- Лекции, семинары, практикумы
- Надомное обучение больных детей
- Консультации
- Занятия по выбору
- Олимпиады, конференции
- Предметные недели
- Открытые уроки.
Календарно-тематическое планирование по каждому предмету учебного плана осуществлялось на основе программ начального, основного, общего среднего образования базового, повышенного и углубленного уровней. Дополнительное образование, представленное в школе, позволяет создать условие для самореализации личности учащихся в различных сферах полезной деятельности и продолжить направленность учебных образовательных программ.
Программа дополнительного образования включает следующие направления:
- Физико-математическое
- Естественно-научное
- Художественное
- Техническое
- Музыкальное
- Спортивно-туристическое
Формы организации различны: кружки, малые научные общества, секции, студии.
Весь процесс обучения и воспитания способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, осуществлению личностно-ориентированного подхода. 2009-2010 учебный год окончили школу 504 учащихся. Успеваемость составила 100%, 93 учащихся 9,11х классов успешно выдержали итоговую аттестацию и получили соответствующий документ об образовании.
Серебрянной медалью были награждены: Светикова Оксана, Генералов Руслан и золотой медалью Перцева Ксения и Закируллина Альбина. 3 ученика 9 класса получили аттестат с отличием: Артищев Михаил, Гордеева Анастасия, Межелевская Татьяна.
Из 455 учащихся 2-11 кл. на все пятёрки окончили школу 86 учащихся, что составляет 19%, на «4» и «5» - 172 учащихся, то составляет 38%. В течение 2009-10 учебного года в школе осуществлялся педагогический мониторинг, одним из этапов которого является отслеживание и анализ качества обучения и образования по ступеням обучения, анализ уровня промежуточной и итоговой аттестации по предметам с целью выявления недостатков в работе педколлектива по обучению учащихся и их причин. Особое внимание было уделено итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов.
В течение года проводился мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения по русскому языку и математике в виде административных контрольных работ.
Кроме того, проводились срезы знаний по профильным предметам в 10-11 классах. Итоги контрольных работ см. в учебной части.
В начальной школе мониторинг осуществлялся по плану ШМО. Работы анализировались, обсуждались на заседаниях ШМО и на совещаниях при завуче и директоре. Одним из главных статистических показателей работы являются результаты итогового контроля. Для итогового контроля уровня знаний учащихся 2-11 классов за 2009-2010 учебный год были выбраны традиционные формы по русскому языку и математике. Учащиеся 2-8, 10 кл. писали административные контрольные работы. В выпускных классах проводились репетиционные экзамены по русскому языку и математике в форме ЕГЭ в 11-х кл. По всем другим предметам были использованы различные формы итогового контроля: контрольная работа, тестирование, зачёт, урок-практикум, защита проектов и другие.
Организация учебно-воспитательного процесса на высоком уровне во многом зависит от информационно-технических, медико-социальных, санаторно-гигиенических условий пребывания учащихся в школе. В школе применяется предметно-кабинетная система обучения. Оформлены и имеют необходимое оснащение 20 кабинетов. Имеется спортзал, мастерские, компьютерный класс, библиотека, столовая, медицинский, процедурный и зубной кабинеты. За прошлый учебный год оборудован второй компьютерный кабинет. Высокие результаты учебно-воспитательного процесса стали возможны благодаря квалификации педагогов.
Н а протяжении ряда лет группа учителей является руководителями районных методических объединений:
- Московкина Н.В. – руководитель РМО учителей физкультуры;
- Окунеева Л.А. - руководитель РМО учителей истории;
- Лаворенко Т.Н. - руководитель РМО учителей начальных классов;
- Еневская М.Г. и Яковлева З.Г.– руководители РМО классных руководителей.
- Кривцова С.А.-руководитель РМО учителей математики.
Школа продолжает работать по проблемам:
1. «Предпрофильная подготовка учащихся и профильное обучение на старшей ступени образования».
2. «Организация методической работы в школе в инновационных условиях.»
В рамках решения проблемы администрация школы, руководители РМО, опытные учителя оказывали методическую помощь, проводились заседания РМО, участвовали в работе районных семинаров, аттестационных комиссий. На базе школы прошли такие значительные районные мероприятия как:
- Зональный семинар по теме «Организация качественной подготовки выпускников к государственной (итоговой )аттестации в 2010 году.».
- Мастер классы в рамках подготовки к итоговой аттестации( делились опытом работы такие учителя как: Тюшевская Л.Н; Паряева Т.А.; Яковлева З.Г.; Гаффарова Г.Р.
- Пробный и основной ЕГЭ для учащихся района;
- Учёба организаторов ЕГЭ;
- Спортивные соревнования в течении года.
- Совещание для руководителей ОУ.
- Заседание муниципального совета по вопросам образования.
Выводы. В основном поставленные задачи на 2009-2010 учебный год выполнялись. Уровень компетентности и методической подготовленности членов администрации школы достаточен для обеспечения квалифицированного руководства всеми направлениями учебно-воспитательного процесса В течение всего учебного года проводилась большая работа по реализации программы «Организация подготовки школьников ГИА в 2009-2010 учебном году»Все проведенные диагностики анализировались и рассматривались на разных уровнях. ( материалы в учебной части) В рамках решения педагогической проблемы школы проводится плановая методическая работа согласно проекта по теме «Управление кадровыми ресурсами- как условие повышения качества образования»
Учебные программы по всем предметам пройдены. Выполнение государственного стандарта по образованию (успеваемость) остается стабильным. Учащиеся 9-х кл во время итоговой аттестации в основном подтвердили годовые оценки. Повысилась активность учащихся, особенно 10-11 кл., в проводимых в школе мероприятиях творческого характера. С каждым годом заметно улучшается работа с одаренными детьми.
Высокие результаты, которые достигают учащиеся во внеурочной деятельности, показывают на систематическую, плодотворную работу учителей с учащимися, мотивированными на учёбу, познавательную деятельность, творчество и занятия спортом.
Отрадно то, что педагогический и ученический коллектив школы активно участвует в конкурсном движении (см. анализ методической работы и инновационную деятельность МОУ СОШ №6 за прошедший учебный год.)
Материально-техническое оснащение приобретается и поддерживается за счёт педагогов и родителей. Продолжается положительная тенденция по таким вопросам:
- Выявление и распространение передового педагогического опыта учителей (в рамках национального проекта был представлен опыт работы учителя физической культуры Московкиной Н.В.))
- Внутришкольный контроль руководства; Ú Предпрофильная подготовка учащихся (см. анализ методической работы и ВК);
- Работа с одаренными детьми.
- Конкурсное движение учащихся и учителей.
Наряду с имеющимися положительными результатами в работе школы имеются проблемные вопросы:
1. Продолжается снижение числа учеников по школе, что влияет на нагрузку педагога.(на новый учебный год этот вопрос особенно станет проблемным для учителей истории, русского языка и литературы, начальных классов, учителей естественного цикла
2. Недостаточно отработана система работы школы полного дня.
3. Недостаточно построена работа по принципу «Диагностика-анализ».
4. Выявление и устранение причин неуспеваемости учащихся 5. Недостаточно отработана система работы с детьми группы риска 6. Недостаточно привлекается к работе с учащимися родители и общественные организации.
Задачи школы на 2010-2011 учебный год.
1. Управление достижением оптимальных конечных результатов работы общеобразовательного учреждения:
1.1 продолжить работу по .обеспечению уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для успешного развития школы, повышение их научной информативности в области знания учебного предмета и смежных дисциплин; уделить особое внимание использованию интерактивных технологий в учебном процессе
1.2 по .стимулированию работы учителей и школьных методических объединений к обмену передовым педагогическим опытом, применению новых методик обучения, внедрению в практику новых педагогических технологий;
1.3 продолжить работу над проблемой « Развитие образовательной компетентности личности как средство формирования прочных знаний , повышения интереса к познанию , подготовки учащихся к жизни».
2. Совершенствовать совместную работу школы, семьи, социальных институтов дополнительного образования по воспитанию учащихся, формированию навыков ЗОЖ;
3. Продолжить работу по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени образования в рамках модернизации регионального образования с целью обучения навыкам самообразования и определения собственной траектории развития.
4. Совершенствовать работу по подготовке к итоговой аттестации выпускников.
5. Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание учащихся через повышение воспитательного потенциала урока и внеклассной работы.
6. Мониторинг учебно- воспитательного процесса
7. Профилактика преступности, девиантных форм поведения и пагубных привычек.
8. Реализация принципа сохранения физического и психического здоровья субъектов образовательного процесса, использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности.
9. Вырабатывать необходимые компетенции для дальнейшего образования и самообразования через программы «Одаренные дети», НОУ, проектно-исследовательскую деятельность, элективные курсы и курсы по выбору.
10. Продолжить работу по конкурсному движению учащихся и педагогов. |